servicefree (servicefree) wrote,
servicefree
servicefree

Categories:

СУДЬБА ЕВРЕЙСКИХ КОЛХОЗОВ и ГОЛОДОМОР НА УКРАИНЕ 1932-1933 годов

Оригинал взят у grimnir74 в СУДЬБА ЕВРЕЙСКИХ КОЛХОЗОВ и ГОЛОДОМОР В УКРАИНЕ 1932-1933 годов


Политика советской власти распространялась на земледельцев всех национальностей‚ и евреи не избежали общей участи. Недаром написали в газете:

"Еврейский кулак так же зловреден‚ как кулак русский‚ украинский и всякий другой". Коллективизация коснулась и евреев‚ а вместе с ней повсеместный голод в городах и местечках.

В 1928 году евреи-земледельцы испытывали огромные трудности из-за плохого урожая и гибели озимых. Евсекция Украины докладывала:
"На еврейских фондах создалось в высшей степени тяжелое положение. Люди в буквальном смысле голодают... Это грозит полнейшей катастрофой для всего еврейского населения". В 1929 году началась коллективизация еврейских хозяйств. Во вновь образованные колхозы вступали в основном бедняки‚ чтобы улучшить свое положение и выбиться из нищеты. Они и прежде объединялись в товарищества по совместной обработке земли‚ совместно пахали‚ сеяли‚ убирали урожай‚ а потому переход к колхозной жизни не казался поначалу чрезвычайной мерой. Но зажиточные земледельцы не желали вступать в колхозы‚ и их загоняли силой или же‚ обвинив в кулачестве‚ сионизме‚ "мелкобуржуазности"‚ ссылали в отдаленные края.

Известны случаи, когда евреи сопротивлялись насильственной коллективизации, но к 1931 году девяносто пять процентов еврейских хозяйств в Украине объединили в колхозы. Официальная пропаганда прославляла их "сытую и радостную" жизнь:

"Тетя Соре у косилки‚ Бейле возле молотилки..."‚ однако действительность была иной. Новые хозяйства еще не окрепли‚ а с них уже требовали выполнение планов хлебозаготовок‚ которые возрастали из года в год. Каждый колхоз должен был прежде всего поставить зерно государству‚ расплатиться с машино-тракторной станцией‚ создать семенной фонд для будущего сева‚ обеспечить скот фуражом‚ а оставшееся – если что-либо оставалось – распределяли между колхозниками по количеству выработанных трудодней. Если колхоз не выполнял плана, применяли карательные меры: забирали у земледельцев уже полученное ими зерно и сдавали его для покрытия нормы‚ накладывали штрафы по дополнительным поставкам мяса, вывозили из сельских магазинов товары, чтобы ничего нельзя было купить, уполномоченные ходили по домам и силой забирали последнее.

Распоряжения районного начальства были кратки и категоричны: "Председателя колхоза "Форойс" ("Вперед") за саботаж хлебозаготовок предать суду... Передать следственным органам дело на правление артели "Соцдорф"... Предать суду бывшего председателя колхоза "Ройтер Пойер" ("Красный крестьянин") тов. Косева и счетовода тов. Эйдельмана‚ немедленно провести их арест".

Во время "голодомора" 1932-1933 годов самые большие и жуткие жертвы пришлись на долю украинских деревень. Голод не обошел и их соседей, земледельцев-евреев: многие еврейские колхозы попали в список Совнаркома Украины‚ как наиболее пострадавшие от голода; в числе местностей с наивысшей смертностью оказался и Калининдорфский еврейский национальный район. Вне колхозов‚ в городах и местечках Украины жило огромное количество ремесленников-евреев‚ которые работали на сельское население, – портные‚ сапожники‚ жестянщики‚ столяры и кузнецы; с наступлением голодных времен прекратились заказы окрестных земледельцев‚ прекратился и традиционный подвоз продуктов на местечковые базары.

Голодали теперь все‚ и официальные документы того времени это подтверждали. В еврейских местечках Винницкой области "отмечено немало случаев опухания на почве недоедания и смертности..." В Немирове – "семь смертных случаев..." В Тульчине – "сорок семь смертных случаев от голода среди еврейской бедноты местечка..." В Бердичеве: семья Азакевич – "родители умерли‚ осталось трое детей 11-8-4 года‚ живут одни в квартире‚ ходят по домам и попрошайничают..."; семья Цуркис – "глава семьи умер‚ осталась жена и двое детей‚ семья голодает‚ дети поражены отёками..."

В Сталиндорфском районе "положение колхозников по Ворошиловскому (еврейскому) сельсовету отчаянное‚ люди перестали просить помощи‚ лежат в холодных нетопленых домах и ждут смерти. По сельсовету отмечено четырнадцать случаев смерти от голода... У колхозника Бравермана в хате лежит четверо детей в возрасте от пяти до десяти лет‚ не двигаются‚ опухшие‚ с открытыми ранами‚ что говорит о том‚ что они разлагаются живьем..."

Из письма Х. Шарбер из Бердичева (на имя Н. Крупской‚ вдовы В. Ленина):

"Это письмо пишет вам человек‚ который сидит в ожидании голодной смерти. Ох‚ что это за чувство‚ какие это муки‚ какой это ад – голодать и знать‚ что ничто‚ за исключением гнусной голодной смерти‚ не предстоит. Это темное‚ как пергамент‚ опухшее лицо – хоть бы кусочек хлеба... Помогите нам. Мы хотим еще жить и трудиться‚ мы не хотим умереть голодной смертью‚ не дайте голоду победить нас..."

В. Гроссман‚ писатель (из книги "Все течёт..."): "Старики рассказывали: голод бывал при Николае – все же помогали‚ и в долг давали‚ и в городах крестьянство просило‚ кухни такие открывали‚ и пожертвования студенты собирали. А при рабоче-крестьянском правительстве зёрнышка не дали..." – "Дети кричат‚ не спят: и ночью хлеба просят. У людей лица‚ как земля‚ глаза мутные‚ пьяные..." "Пошел по селу сплошной мор. Сперва дети‚ старики‚ потом средний возраст. Вначале закапывали‚ потом уж не стали закапывать. Так мертвые и валялись на улицах‚ во дворах‚ а последние в избах остались лежать. Тихо стало. Умерла вся деревня".

Несмотря на чудовищный "голодомор" с неисчислимыми жертвами‚ власти продолжали изымать зерно из колхозов и запретили местным руководителям докладывать о последствиях проводимой политики. Районный партийный деятель докладывал в Винницкий обком партии: "Несмотря на ваше запрещение‚ чтобы не писать о наличии голодающих‚ считаю‚ что будет преступным не поставить вас в известность о положении дел в районе. Местечко Уланов – большинство населения по национальности евреи... Голодающих насчитывается до девяносто пяти человек. На двадцатое апреля 1933 года от голода уже умерло тридцать пять человек..."

Умирали по всей Украине‚ и евреи в том числе – в Фастове‚ Проскурове‚ Умани‚ Бердичеве‚ Житомире. Голоду сопутствовали дизентерия и сыпной тиф; недоедание в первую очередь поражало малолетних‚ и известны случаи‚ когда дети умирали на школьных уроках. В деревнях люди лежали на кроватях‚ лавках и на печах в ожидании смерти: от всеобщего голода наступало состояние бессилия и обреченности. По сельским улицам ездили подводы‚ останавливаясь у домов с распахнутыми дверями‚ – возчики выносили умерших‚ отвозили на кладбище и хоронили в общих могилах.

Чтобы спастись от смерти‚ голодающие шли из деревень в города в надежде раздобыть кусок хлеба; только за один месяц‚ в феврале 1933 года‚ среди трупов‚ подобранных на улицах Киева‚ насчитали – по официальным данным – более девятисот евреев‚ умерших от голода. Современник свидетельствовал:

"Каждую ночь грузовики‚ крытые брезентом‚ собирали трупы на вокзалах‚ под мостами‚ в подворотнях... Все лечебницы в городе были переполнены. Морги тоже. Детей‚ оставшихся без родных‚ отправляли в приемники. Но всех‚ кто покрепче‚ просто увозили подальше от города и там оставляли".

Еврейские организации Америки‚ Англии‚ Франции и Польши предложили свою помощь‚ но в ответ им официально заявили‚ что в стране нет никакого голода‚ и не позволили их представителям посетить колхозы на Украине. Недовольство в стране нарастало‚ и работники ГПУ докладывали начальству о высказываниях в адрес советских руководителей.

С. Рубинштейн‚ рабочий из Бердичева: "Докатилась наша власть со своей пятилеткой‚ только писать и кричать умеют‚ что рабочий будет обеспечен всем‚ а мы голодаем‚ и люди у нас умирают от голода..."

Мильман‚ механик на фабрике в Могилеве-Подольском: "Надо всем нам бросить фабрику. Лучше жить и голодать без работы‚ чем работать впроголодь..." Х. Лендерзон‚ рабочий из Винницы: "Другого выхода не вижу‚ как только устроить забастовку. Власть наверное хочет‚ чтобы мы сделали открытое восстание..."

О. Мандельштам‚ поэт (1933 год‚ первый вариант стихотворения):

Мы живем‚ под собою не чуя страны‚
Наши речи за десять шагов не слышны.
Только слышно кремлевского горца‚
Душегубца и мужикоборца...

В еврейские колхозы‚ располагавшиеся неподалеку от местечек‚ вступали торговцы‚ ремесленники‚ лица без определенных занятий‚ которые не могли прокормиться иным путем. Новые земледельцы были неопытны‚ в колхозах недоставало инвентаря‚ и чтобы выстоять‚ вводили дополнительные промыслы мельницы и лесопилки‚ кузницы‚ хлебопекарни‚ маслобойки и крупорушки‚ доход с которых покрывал недостачу сельскохозяйственного производства. Некоторые вступали в колхоз на время и уходили затем в города‚ подыскав более привычную работу‚ а взамен них появлялись окрестные жители – неевреи. Преодолев трудности первых лет существования‚ еврейские колхозы укрепляли свои хозяйства‚ жизнь улучшалась‚ улучшались и условия быта.

В местечке Меджибож в Подолии существовал еврейский колхоз "Равенство"‚ в котором выращивали зерновые и овощи‚ арбузы и клубнику‚ держали коров и овец. Колхозники получали на трудодень в три раза больше‚ чем в соседних селах; колхоз выстоял во время "голодомора" и принял в свои ряды украинских крестьян‚ спасая от голодной смерти. В сибирском городе Каинске несколько лет существовала еврейская сельскохозяйственная артель "Золотая нива"‚ переименованная в колхоз имени Я. Свердлова. В Томском округе был еврейский колхоз "Найгебурт" ("Возрождение").

Появились колхозы бухарских евреев в Узбекистане‚ горских евреев в Дагестане‚ Азербайджане и Краснодарском крае‚ колхозы грузинских евреев в Грузии‚ где сохраняли традиционную общинную жизнь‚ соблюдали субботу и еврейские праздники. В Сибири‚ в Минусинском крае‚ жили потомки ссыльных субботников‚ которые в девятнадцатом веке основали село Обетованное‚ переименованное начальством в Иудино‚ – в том селе был создан колхоз "Путь Ильича". В деревне Ильинка под Воронежом субботники организовали коммуну "Еврейский крестьянин" с выходным днем в субботу; эта коммуна превратилась в колхоз с тем же именем.

Еврейские колхозы в Крыму получили названия: "Путь Ленина"‚ "Беднота"‚ "Семнадцатый партсъезд"‚ "Вторая большевистская весна"‚ "Сталино"‚ "Котовский"‚ "Имени Буденного"‚ а также "Ройтер фон" ("Красное знамя")‚ "Най вег" ("Новый путь")‚ "Фрайгайт" ("Свобода")‚ "Дер эмес" ("Правда")‚ "Най лебен" ("Новая жизнь")‚ "Дер идишер пойер" ("Еврейский крестьянин"). Из свидетельств бывших колхозников-евреев Крыма:

"Мы жили очень бедно. Было голодно. Привезли нас в степь‚ там стояли два амбара: так был основан колхоз "Политотдел". В 1932 году снова голод‚ умирали‚ сосед убил соседа из-за головки чеснока. С 1934 года и до войны был богатый колхоз..." – "В колхозе имени Дзержинского на двести пятьдесят человек было двое русских. Со временем стали жить неплохо..." – "Мама работала дояркой. Дедушка Мостовой Мейер Ицкович работал на баштане сторожем‚ а бабушка на птичнике. Дядя Хаим Шия работал на току‚ где особенно было трудно... Выращивали пшеницу‚ овощи; помню‚ поля были засеяны хлопком и был большой баштан‚ большой коровник‚ возили молоко на симферопольский базар для продажи..."

Из воспоминаний о еврейском колхозе в Украине:

"Деревня наша была электрифицирована и радиофицирована‚ часто слушали передачи на идиш... У нас был очень хороший клуб‚ при клубе библиотека‚ драмкружком руководил Герш Рейдлер‚ который работал скотником‚ а его дети Изя‚ Циля‚ Табя‚ Яша‚ Руся‚ Сарра также участвовали в драмкружке... Беренсон Шмуэль Лейзер и его жена Голда‚ их дети Роза‚ Злата‚ Лиза‚ Маня – вся семья была очень музыкальная; их отец собирал нас‚ детей‚ устраивал хоровое пение. Сам Шмуэль Лейзер работал на молотилке".

Но репрессии тех лет не обошли стороной и еврейские колхозы. В газетах и брошюрах сообщали о "вредительских и воровских махинациях классового врага", о "кулаках и белогвардейцах", проникших в колхозное руководство, которые мешали "претворять в жизнь указания товарища Сталина: "Сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными". В 1938 году прекратилось организованное переселение евреев на земли Крыма и юга Украины. Власти проводили "интернационализацию" еврейских колхозов страны‚ включая в их состав земледельцев других национальностей‚ объединяли еврейские колхозы с нееврейскими для "компактной коллективизации".

Насильственное перемешивание людей с разными обычаями нарушало традиционный образ жизни и сложившиеся отношения это подталкивало к уходу из деревень. Опытные земледельцы-евреи‚ работавшие прежде в артелях взаимопомощи‚ привыкли сообща решать все вопросы‚ а потому не могли примириться с новыми методами руководства‚ когда им диктовали условия, что сеять‚ где и как, это также способствовало уходу из колхозов. То был период индустриализации‚ появлялись новые фабрики и заводы‚ повсюду требовалась рабочая сила‚ и евреи переселялись в города. Туда же уходила и колхозная молодежь – учиться‚ получить специальность.

Отток населения из деревень происходил повсюду. Чтобы избежать коллективизации и спастись от голода‚ крестьяне разных национальностей переезжали в города; к 1935 году там оказалось около семнадцати миллионов бывших сельских жителей.
Феликс Кандель

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment