Мы бы хотели регулярно вести рубрику, в которой будем разоблачать и ликвидировать различные устоявшиеся заблуждения. Одно из таких заблуждений заключается в том, что якобы «наши предки проявляли прямолинейность и (надуманное) благородство в бою». А хитрость и коварство это де удел различных небелых инородцев.
Такие горе-поединщики составляют свои представления о том, как «было на самом деле», исключительно по фантастическим произведениям, будь-то сказки, былины, легенды, и конечно же их вдохновляют на свои опасные иллюзии современная художественная литература, спортивные мероприятия, удалые песни, ура-патриотический советский кинематограф, даже детские мультики, в котором русские воины это добродушные увальни, как говорится «душа на распашку».
И какое же разочарование у этих инфантильных и наивных мракобесов, когда вместо вестей от «былинного Илюшеньки Муромца, сотнями побивающего басурман одной левой», они читают такие новости: «сын цыганского барона с ножом напал из засады и зарезал русского боксера-чемпиона Ивана Климова», «русского бойца Ивана Станина убили на дороге ножом дагестанцы», «толпа кавказцев напала на посетителя кафе, когда один из них позвал того поговорить на улице», «чеченец в упор из травмата убил футбольного фаната», ну и конечно классическое «Ваню Агафонова сходу отправил в нокаут Мирзоев, пока тот стоял на месте и хлопал глазами, ждал чтобы типа побазарить», и так далее, и так далее.
У наивного сторонника «честной драки», уверовавшего в «русских сказочных богатырей» и бой «Ивана с Чудо-Юдом на калиновом мосту» из мультиков, наступает когнитивный диссонанс, но вместо того, чтобы пересмотреть свои нелепые взгляды на жизнь, он начинает распространят везде, и в первую очередь в Интернете, гневные комментарии, типа: «вот только с ножом и могут!», «только толпой и умеете!», «был бы он без травмата, русский Ванька бы ему показал!», «и за спины напали, шакалы!», «ударил изподтишка!», «а один-на-один слабо?» и так далее, и так далее. В промытую голову никак не приходит простая мысль, что жертвы были обречены на заклание, не оставляя себе шансов на победу, понадеявшись на «честную драку» с головорезами. В то время как их убийцы выбирали наиболее эффективную стратегию, где критерием был результат, а не следование каким-то сказочным нормам богатырского поединка раз-на-раз.
Тогда у сказочника есть последние аргументы. Во-первых, он будет вспоминать те случаи, когда «русский Ванька» в одиночку смог с голыми руками противостоять «хитрым шакалам». Но таких случаев с каждым годом все меньше и меньше, а вот статистика смертей безрассудных храбрецов растет. И во-вторых, это то, с чего мы начали. Отсылка к «традициям предков». И вот здесь ждёт их сокрушающий удар, потому что предки в большинстве своем совсем не были такими же наивными глупцами и позерами, как их потомки.
Начнем с самых ранних свидетельств, из исторического периода еще до образования Русского государства. Вот что писал о славянских племенах в VI веке н.э. византийский автор в своей книге о военном искусстве «Стратегикон»:
«жизнь (славяне) ведут прямо разбойническую. Врагов любят они подстеречь в лесной чаще, в ущельях и крутизнах; пользуются в достаточной мере засадами, внезапными нападениями и хитростями, и ночью, и днем изобретая всевозможные способы борьбы. Лучше кого угодно умеют они переправляться через реки и могут подолгу оставаться в воде… Все мужчины вооружены у них небольшими дротиками, по два на каждого, а у некоторых сверх того—прекрасные щиты, только чересчур тяжелые, затрудняющие собой движения. Есть у них и деревянные луки, и стрелы, намазанные ядом: этот яд действует сильно, и спастись от него можно только, приняв во-время какое-нибудь противоядие или другое средство, известное знающим врачам; или же надо вырезать пораженное ядом место, дабы отрава не распространилась по всему телу. У них нет общей власти, они вечно во вражде друг с другом, и в бою не знают правильного строя, не стараются сражаться в боевом порядке, равно не любят показываться на ровных, открытых со всех сторон местах. Если случится им отважиться на рукопашный бой, они поднимают общий крик и медленно подвигаются вперед; если противник начнет отступать перед их криком, то наступают сильнее; если же нет, поворачивают назад, не стараясь испробовать силу врага в рукопашной, и скрываются в лес, где у них есть надежная защита; так они заставляют врага сражаться в тесных местах. Часто, неся с собою добычу, они бросают ее при малейшей тревоге и убегают в лесную чащу; затем, когда враги окружают добычу, они снова на них нападают и наносят им поражение. Так искусно они заманивают врагов.»
И что же мы узнаем? Что наши далекие предки в реальности, а не в сказках, предпочитали не столько сражаться стенка на стенку, сколько устраивать засады в лесу, заманивать в них притворным отступлением самонадеянных врагов, чтобы потом убить издалека отравленными ядом дротиками и стрелами. «Какое коварство! Как так можно? Где же богатырская честь и доблесть. В мультиках нам такого не показывали!». Нет, Ваня, это называется прагматизм и стратегическое мышление. Научись ему, пока тебя не посадили на нож, позвав выйти за угол и «просто поговорить» какие-нибудь джигиты.
Но может быть это было не эффективно? Может быть эти уловки не работали, против «честных и доблестных воинов»? Книга «Стратегикон» написана на рубеже 6-7 веков, именно на это время приходится и вторжение славян в пределы Византийской империи. Ими были завоеваны и заселены обширные земли на Балканах, с тех самых пор существует южная ветвь славянства. Это конечно не значит, что они обладали какими-то выдающимися преимуществами или не терпели поражений. Просто используя хитрость и обман воевали и сражались все, и древние славяне не были исключением. А кто этого не делал, уничтожались первыми.
Другой ярчайший пример, от исхода которого зависела вся история Руси. В 882 году новгородский князь Олег, вместе со своей дружиной, и с малолетним княжичем Игорем, при котором он считался опекуном, приплыл к Киеву. Князьями в Киеве тогда были два варяга-компаньона Аскольд и Дир. Цель у Олега была простая и ясная. Захватить Киев и присоединить его к молодому Русскому государству в качестве новой столицы. Что сделал Олег? Вызвал Аскольда и Дира на поединок два против одного при честном народе, чтобы доказать всем свою смелость и богатырскую силу? Как-бы не так, это значило погибнуть верной смертью, так и не достигнув задуманного. А сделал он вот что. Отправил посланца к Аскольду и Диру со словами: «Купцы мы, едем к грекам от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Ничего не подозревавшие Аскольд и Дир со своей свитой пришли на берег, где Олег уже спрятал большинство своих воинов в ладьях, а некоторое количество оставил при себе в качестве охраны. При виде Аскольда и Дира он вышел вперёд и поднял на руках юного княжича Игоря, объявив: «Вы не княжеского рода, а он княжеского рода!» После чего по его комманде воины из засады набросились и убили Аскольда и Дира.
«Какой подлец! Какой шакал! Русичи себя так не ведут!» — скажет уязвленный сказочник. Но, Ваня, если бы не Олег, то ты бы даже слово «русич» не знал. Возможно, что и никаких бы русских вообще не было, так как именно от объединения Новгорода и Киева под властью одного князя зависел успех всех будущих действий Русского государства. Это ты подлец, что подменяешь историю и здравый смысл нелепыми и вредными сказками, за которыми потом следует гибель не сказочных, а реальных соратников.
———————————————————————————————————
Возможно, кто-нибудь еще добавит с сомнением: «А как же князь Святослав! Вот уж кто был прямолинеен как стрела. Его знаменитое «Иду на Вы!» Как же быть с ним?». Напомню, что перед своей гибелью князь Святослав с войском, вопреки предостережениям опытного воеводы Свенельда («Обойди, князь, пороги Днепра на конях, ибо стоят у порогов печенеги!») понадеявшись на храбрость и удачу, отправился на ладьях вверх по Днепру к Киеву, где попал в засаду печенегов. Большинство историков сходятся во мнении, что византийцы для устранения враждебного им князя Руси вошли в сговор с печенегами и помогли им устроить засаду, снабжая тех всеми необходимыми сведениями о передвижении войска русов. Несмотря на бесстрашие, Святослав был убит вместе со всеми своими воинами. А из е г о ч е р е па печенежскому хану сделали к у б о к д л я к у м ы с а. Так что история храброго, но опрометчивого князя Святослава, лишь подтверждает наши слова.
———————————————————————————————————
Возьмите на вооружение пока не поздно эти знания. Меняйтесь, если верили в чушь про «честную уличную драку на кулаках стенка на стенку», не доверяйте расхожим мнениям, и дружите с реальностью.